Норматив стоимости одного квадратного метра - 49 173 рубля (на 1-ое полугодие 2021).

Показатели средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на 1 квартал 2021 года (в рублях)
Позиция
в списке
Регион РоссииСтоимость в руб.
 Центральный федеральный округ 
 1  Белгородская область  45 919  
 2  Брянская область  31 572  
 3  Владимирская область  36 928 
 4  Воронежская область  40 251 
 5  Ивановская область  34 851  
 6  Калужская область  43 771  
 7  Костромская область  34 800
 8  Курская область  37 014  
 9  Липецкая область  39 107  
 10  Московская область  65 752
 11  Орловская область  33 930  
 12  Рязанская область  41 103  
 13  Смоленская область  32 893 
 14  Тамбовская область  35 490  
 15  Тверская область  41 640  
 16  Тульская область  44 332  
 17  Ярославская область  42 389 
 18  г. Москва 118 260  
 Северо-Западный федеральный округ 
 19  Республика Карелия  44 208  
 20  Республика Коми  46 361 
 21  Архангельская область  53 314 
 22  Вологодская область  36 836 
 23  Калининградская область  45 014
 24  Ленинградская область  57 711  
 25  Мурманская область  60 425  
 26  Новгородская область  36 996 
 27  Псковская область  37 522  
 28  Ненецкий автономный округ  65 565 
 29  г. Санкт-Петербург  85 539  
 Южный федеральный округ 
 30  Республика Адыгея 38 298 
 31  Республика Калмыкия  32 811  
 32  Республика Крым  53 793  
 33  Краснодарский край  46 811  
 34  Астраханская область  38 685  
 35  Волгоградская область  39 399
 36  Ростовская область  45 133
 37  г. Севастополь  67 504
 Северо-Кавказский федеральный округ 
 38  Республика Дагестан  31 774  
 39  Республика Ингушетия  32 481  
 40  Кабардино-Балкарская Республика  31 968  
 41  Карачаево-Черкесская Республика  38 368
 42  Республика Северная Осетия — Алания  35 695  
 43  Чеченская Республика  39 289  
 44  Ставропольский край  32 744  
 Приволжский федеральный округ 
 45  Республика Башкортостан  47 027  
 46  Республика Марий Эл  34 962  
 47  Республика Мордовия  39 499 
 48  Республика Татарстан  53 919 
 49  Удмуртская Республика  43 866  
 50  Чувашская Республика — Чувашия  39 061  
 51  Пермский край  43 398  
 52  Кировская область  36 431 
 53  Нижегородская область  51 817  
 54  Оренбургская область  34 410 
 55  Пензенская область  37 770  
 56  Самарская область  37 674 
 57  Саратовская область  34 521  
 58  Ульяновская область  38 633
 Уральский федеральный округ 
 59  Курганская область  34 174 
 60  Свердловская область  53 610  
 61  Тюменская область  48 221  
 62  Челябинская область  33 070
 63  Ханты-Мансийский автономный округ — Югра  51 501  
 64  Ямало-Ненецкий автономный округ  65 893  
 Сибирский федеральный округ 
 65  Республика Алтай  43485  
 66  Республика Тыва  47 731  
 67  Республика Хакасия  38 715  
 68  Алтайский край  40 171  
 69  Красноярский край  46 851  
 70  Иркутская область  48 565  
 71  Кемеровская область - Кузбасс 40 631
 72  Новосибирская область  49 593  
 73  Омская область  38 961  
 74  Томская область  46 532  
 Дальневосточный федеральный округ 
 75  Республика Саха (Якутия)  87 444  
 76  Камчатский край  81 965  
 77  Приморский край  91 076  
 78  Хабаровский край  86 801  
 79  Амурская область  78 143  
 80  Магаданская область  81 965  
 81  Сахалинская область  87 063  
 82  Еврейская автономная область  81 965  
 83  Чукотский автономный округ  81 965
 84  Республика Бурятия  61262 
 85  Забайкальский край  81 965  
Официальный норматив стоимости одного квадратного метра (общей площади жилого помещения) устанавливается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства России. На первое полугодие 2021 года его величина составила 49 137 рубля.
Данный показатель – представляет собой методику расчета среднерыночной стоимости 1 кв.м. жилого помещения. Сама норма рассчитывается каждые полгода, а средняя рыночная стоимость по регионам пересчитывается раз в квартал.

Показатель среднерыночной стоимости используется для расчета величины безвозмездных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений гражданами за счет средств федерального бюджета. То есть для расчета размеров социальных выплат определенным категориям граждан на приобретение жилья на льготных условиях.

К числу таких категорий относятся молодые семьи, ветераны, инвалиды, военные, молодые ученые и т.д. То есть те граждане, которых государство обязывается обеспечить жильем по программам льготного финансирования. В разных регионах страны могут действовать разные программы, частично отличающимися по условиям, и круг лиц попадающих в льготные категории может отличаться.

При покупке квартиры физическими лицами, не претендующими на государственные субсидии, данные значения цен практически не играют роли. Однако они очень важны для тех, кто вправе рассчитывать на помощь государства в приобретении жилья. А также для тех, кто участвует в иных государственных жилищных программах, например, сдает свою квартиру государству и получает за это компенсацию (как граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей). Именно на основе этих норм рассчитываются причитающиеся выплаты и компенсации.

Кроме того, эти значения принимаются в качестве стартовой цены на тендерах по выкупу жилья, построенного за счет госбюджета. Строительные и риэлтерские компании, участвующие в тендере, не могут приобрести жилье по более низкой цене, но также это и ограничивает верхнюю планку цены для конечных покупателей жилья. Что в целом ограничивает и сдерживает рост цен на один квадрат жилой площади.

В то же время «среднерыночная цена по Минстрою» лишь относительно связана с реальной рыночной стоимостью жилой площади и в крупных городах и регионах, которая на практик значительно превышает установленный официальный норматив. Так, по Москве средняя реальная рыночная цена на те же даты составляла около 200 тыс. руб. за 1 кв. метр. Что более чем в два раза превышает официальную норму.

В регионах, особенно в глубинке, сложностей с определением цен и получением компенсаций еще больше, поскольку там размеры субсидий могут рассчитываться не только с учетом показателя по региону, но и с данными, специфичными для его отдельных районов. Из этого следует, что в некоторых местностях и населенных пунктах устанавливаемые показатели среднерыночных цен могут отличаться от приведенных в таблице. Их можно выяснить обратившись в уполномоченные государственные организации или банки, участвующие в финансировании социальных жилищных программ.

Источник